Гармонизация правил

Михаил Бейнштейн


Группа компаний «Далк» была создана в 1998 году. Основным направлением нашей деятельности является развитие услуг по около таможенной логистике.

В самом начале работы в качестве таможенного брокера мы являлись региональным брокером Московского региона и использовали для работы договорные терминалы на условиях договоров аренды или договоров управления. В 2001 году компания получила статус общероссийского таможенного брокера, а в 2002 году учредила новую организацию «Карго Транс Можайск» в городе Можайске и открыла свой первый склад временного хранения грузов. Именно в этот период сформировалось и ключевое направление деятельности, которым стало развитие и совершенствование таможенного оформления, предоставление транспортных и экспедиторских услуг, то есть предоставление полного комплекса логистики, что делает бизнес наших клиентов плановым, а возникающие у них издержки понятными.
В силу того, что наши клиенты осуществляют свою деятельность на всей территории России, используя для отправки грузов, как морские порты, так и пограничные пункты пропуска автомобильного и железнодорожного транспорта, руководством компании было принято решение о развитии региональной сети. Стратегический центр Группы Компаний «Далк» по-прежнему базируется в Москве и осуществляет работу с филиалами. В настоящее время компания имеет 20 филиалов в пяти федеральных округах: Центральном (Москва, Московская область и город Орел), Северо-западном (Санкт-Петербургский торговый порт), Южном (Торговый порт «Новороссийск» и Краснодарская таможня), Приволжском (Нижний Новгород и Набережные Челны), Сибирском (Иркутск, Забайкальск и станция Наушки) округах.

Компания «ДАЛК» получила статус Общероссийского таможенного брокера, что означает выход компании на более высокую качественную ступень развития на рынке услуг по таможенному оформлению и логистике. К чему обязывает этот статус и насколько увеличивается ответственность перед заказчиком, обратившимся за вашими услугами?

После вступления в силу нового Таможенного Кодекса статус Общероссийского таможенного брокера действительно позволил подняться на более качественную ступень оказания услуг нашим клиентам. Кроме того, это дает возможность использования упрощенных форм оформления грузов и применения современных технологий, связанных с электронным предварительным декларированием. В такой ситуации таможенный брокер начинает играть важную роль в процессе таможенного оформления, поскольку каждая компания-брокер прежде, чем начать свою деятельность, вносит на депозитные счета таможенных органов сумму обеспечения таможенных платежей. На основании этого в определенных ситуациях Федеральная Таможенная Служба (ФТС) имеет возможность делегировать таможенным брокерам право осуществления некоторых таможенных процедур. К сожалению, в настоящее время по причине того, что Таможенный Кодекс был принят недавно, этот механизм работает лишь примерно на 10%.
Таможенная отрасль — молодая отрасль, ей всего 14 лет, в силу того, что в СССР таможня не играла такой роли. В советские времена вся внешнеэкономическая деятельность была монополизирована государством, и таможенные органы как таковые не были наделены фискальными функциями. Основной деятельностью таможни в тот период являлись лишь проверки по выявлению незаконного ввоза и вывоза товаров с территории СССР.
В 1991 году, после распада СССР, началось формирование таможенной отрасли. Численность сотрудников таможенных органов составляла всего 1,5 тысячи человек, а уже к 1996 году достигла цифры 60 тысяч. С переходом к рыночным отношениям и падением железного занавеса появилась необходимость не только обучить сотрудников таможенных органов осуществлять свою деятельность в новых реалиях, но и выстроить новую таможенную границу, а это требовало многолетнего опыта работы в условиях рынка, которого на начальном этапе просто не было. При создании российской таможенной системы было принято решение взять за основу американский опыт в данной сфере, поскольку американская таможенная система считается одной из самых профессиональных, а также имеет широкие полномочия, включая собственную оперативно-розыскную деятельность.

В настоящее время Россия приблизилась к вступлению в ВТО, что требует обязательной гармонизации российских таможенных правил в соответствии с европейскими нормами внешнеторговых отношений. В связи с этим немаловажным является тот факт, что новый таможенный кодекс был рассчитан как закон прямого действия и наиболее приближен к европейским правилам и нормам. К сожалению, в кодексе ещё остается ряд вопросов, которые требуют дальнейшего урегулирования. Для этого необходимо 2–3 года практической работы с кодексом, что позволит внести в него необходимые поправки. Однако следует отметить, что на данный момент ФТС дает ежегодно 40–43% государственного бюджета РФ, что говорит о том, что все-таки структура была выстроена правильно.

Что же касается непосредственно таможенных брокеров, то в нашем бизнесе очень много серьезных проблем. Компания «Далк» является первым брокером, который в октябре 2005 года открыл свое официальное представительство в Пекине (КНР). Одной из причин этого стал тот факт, что долгое время те формы торговых взаимоотношений, которые сложились между Россией и Китаем, не устраивали обе стороны. Сейчас Китай вышел на второе после Германии место по товарообороту с Россией. Мы убеждены, что можно работать прозрачно, выстраивать эффективную экономику двух стран, а наша компания в свою очередь, готова оказывать поддержку нашим китайским партнерам и коллегам. Не скрою, существует ряд проблем, с которыми неизбежно приходится сталкиваться. Так, например, у нас должным образом не обустроено 6 тысяч километров границ с Казахстаном, которые могут быть использованы незаконопослушными участниками ВЭД для ввоза на территорию России контрабанды, а также запрещенных к ввозу товаров. Кроме того, возникают вопросы по использованию таможенного тарифа. И что также является немаловажным, за прошедшие годы у участников ВЭД выработался определенный менталитет, определенные стереотипы ведения внешнеторговой деятельности, которые требуют радикальных перемен. А поскольку Китай является для России одним из стратегических партнеров, решение этих проблем является неотъемлемой частью дальнейшего развития внешнеэкономического партнерства двух стран.

В настоящее время ведется активная деятельность в этом направлении. До нового года в КНР планируется открыть официальное представительство российской Национальной Ассоциации Таможенных Брокеров (НАТБ), которое будет проводить обучение специалистов в сфере таможенного дела. Это большая и серьезная работа, и административные органы должны идти нам навстречу в решении многих проблем. Сейчас мы должны стать реальными союзниками не на словах, а на деле. Чрезвычайно важно урегулировать торговые отношения России и Китая, необходимо предлагать альтернативные варианты решения острых вопросов, вводить новые формы деловых отношений в этой сфере. Немаловажным является и применение правильных технологий, и всяческое содействие добропорядочным китайским предпринимателям, и обеспечение работы через официальных экспедиторов, таможенных брокеров, которые имеют сложившиеся взаимоотношения с министерством транспорта, ФТС, с карантинной службой, с портами и ОАО «РЖД».

Успех или неудача любой реформы всегда проявляются в том, насколько благоприятными для молодых операторских компаний являются условия работы на рынке. Как можно оценить сейчас эту ситуацию в свете проходящей транспортной реформы?

Группа компаний «Далк» является официальным таможенным брокером ОАО «РЖД» на двух узловых, пограничных с Китаем, станциях — Забайкальск и Наушки. На наш взгляд, наиболее важными задачами, которые необходимо решать в транспортной отрасли являются, во-первых, ускорение пропуска грузов, а во-вторых, усовершенствование и гармонизация существующей инфраструктуры. Кроме того, в настоящее время есть острая необходимость в появлении новых операторов. Данные вопросы необходимо решать целому министерству в тесном сотрудничестве с компаниями-операторами, работающими на российском рынке в данной сфере. Наиболее эффективно было бы создание так называемых логистических центров в различных городах и регионах России. В рамках этого направления, было бы целесообразным перейти на электронную форму предоставления транспортных и иных документов, необходимых как для транспортировки грузов, так и для их таможенного оформления.

Кроме того, следует правильно, с учетом наибольшей эффективности осуществить распределение грузопотоков таким образом, чтобы максимально обеспечить их плановость, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию транспортной сети по всей территории России. Для этого необходимо и размещение буферных складов по основным путям следования транспорта, и обновление парка транспортных средств, и проведение многих других мероприятий. Что же касается портов, то здесь обязательным условием является организация четкой работы с контейнерными линиями, с судовладельцами. Также необходимо планирование деятельности таможенных органов как до прихода судов в порт, так и после, урегулирование их внутренней работы, для чего целесообразным было бы применение процедуры предварительного декларирование с целью ускорения таможенного оформления, и, следовательно, быстрого освобождения мест для новых грузов на таможенных складах.

Строительство международных транспортных коридоров Север-Юг и Запад-Восток — приоритетное направление российской транспортной системы. Какие надежды ваша компания связывает со строительством данных магистралей?

Поскольку большая часть потока грузов идет из Юго-Восточной Азии и не всегда удобны морские перевозки, то необходимо скорректировать маршрут, используя железные дороги. На сегодняшний день приоритетными являются морские перевозки, поскольку здесь существуют наиболее проверенные маршруты. Однако в такой ситуации путь следования грузов удлиняется практически в половину. В ближайшем времени намечается создание транспортного коридора в Казахстане, соединяющего Китай с Каспийским море, что позволит за счет паромных переправ перемещать грузы на Ближний Восток. Коридор — это виртуальная вещь, при реальном строительстве транспортного коридора необходимо просчитывать логистический путь с участием всех взаимодействующих органов, иначе в стыковых ситуациях, например, при замене транспортных средств, при контрольных таможенных процедурах, будут возникать проблемы, которые приведут к увеличению времени прохождения грузов. Также необходимо решать вопросы, связанные с реконструкцией пунктов пропуска, портов, таможенных терминалов, складов.
Оптимальным является маршрут следования грузов в Европу. Речь идет о той ситуации, когда грузы из Кореи, Юго-Восточной Азии, порта Находка перевозятся, например, в Хельсинки и далее распределяются по складам в Европе. В ситуации же, когда груз идет, например, с китайских портов, то он только в один конец плывет 45 дней. Эти вопросы, конечно же, связаны с развитием самих портов, которые имеют свои площади и исторически сложившиеся территории. Однако работать эффективно этому огромному хозяйству могут помочь оптимальное взаимодействие разных министерств, грамотно выстроенные логистические схемы.

Какие сейчас основные проблемы возникают у грузоперевозчиков на таможне, с чем они связаны, и какие меры по решению этих задач было бы разумно предложить?

Основные проблемы, относящиеся к железнодорожным и автомобильным перевозкам, связаны по большому счету с тем, что сами клиенты не всегда дают правильную информацию о том, какой товар они грузят в транспортное средство, не всегда совпадает вес и прочее. Это, в свою очередь, приводит к возникновению дополнительных простоев груза, либо к применению административных мер воздействия со стороны государственных органов. В данной ситуации нельзя винить только таможню, поскольку таможенные органы давно выступали с инициативой обмена информации. При выходе груза о нем должна быть направлена предварительная информация, которая позволит избежать дополнительных простоев. Сейчас по новому кодексу сроки таможенного оформления сокращены до трех дней, и перевозчики работают более спокойно. Упростилась процедура внутреннего таможенного транзита грузов. Ситуация постепенно идет к улучшению, но существующие проблемы можно решить путем перехода на предварительное декларирование грузов.

Развитие контейнерных перевозок в нынешнее время находится не на самом высоком уровне. Какой вид перевозок наиболее адаптирован для России и почему?

В основе концепции, которую развивает Минтранс, должна быть взаимосвязь технологий. Например: контейнерные перевозки — это, чаще всего, порт. Основные перевалочные места — это порт Находка, порты Санкт-Петербурга, Новороссийска. Самый мощный из них — это порт Восточный. Порт Санкт-Петербурга сложен по своему расположению и сильно вытянут территориально. Основная нагрузка падает на первый контейнерный терминал. Сложность заключается в том, что порт не успевает перерабатывать контейнерные грузы. Решение проблемы заключается в необходимости организации в портах работы в режиме внутреннего таможенного транзита, а не в режиме выпуска товаров в свободное обращение. Необходимое в настоящее время развитие порта, к сожалению, не совместимо с требованиями ФТС. Контроль над товарами в условиях порта осуществлять гораздо сложнее, поскольку там просто нет территорий, на которых можно было бы в полном объеме досмотреть груз. Рентгеновский досмотр контейнеров, используемый в странах Европы, и направленный, в первую очередь, на решение вопросов безопасности, требует довольно больших вложений, и будет внедряться в течение какого-то времени, поскольку у нас по сравнению с Европой совершенно другие масштабы. Для нас оптимальным способом перемещения грузов является внутренний таможенный транзит в конкретные места доставки с дальнейшим его контролем. Это позволит сократить время внутреннего таможенного транзита, быстрее высвобождать контейнеры, а таможня, в свою очередь, имеет возможность провести более тщательный контроль, поскольку это легче делать не в порту, а в отдельных специально оборудованных терминалах.

Нам хотелось бы большего взаимодействия, большего диалога с административными органами, который даст возможность развивать ФТС, повышать показатели, развивать бизнес. Наши проблемы не отличаются от проблем других компаний, и связаны они с уменьшением себестоимость, повышением рентабельности. Достичь этого довольно сложно при строительстве и открытии региональных филиалов, поскольку каждый регион — это свой менталитет, свои экономические отношения.

Остались вопросы? Звоните нам +7 (495) 665 72 27

Или оставьте заявку и мы перезвоним Вам

Скачать стоимость услуг таможенного представителя "ДАЛК"
Для более точной информации просим вас связаться с отделом продаж : 8 (495) 665-72-27 доб. 10625 или отправить запрос, предварительно заполнив форму на сайте.
2018 © DALK.ru Таможенный представитель ООО "ДАЛК". Все права защищены. Использование текстовой или графической информации с сайта dalk.ru возможно исключительно с разрешения правообладателя.