О РОЛИ ТАМОЖЕННЫХ БРОКЕРОВ В ОФОРМЛЕНИИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ГРУЗОВ В РОССИИ


Внешнеэкономические отношения России с другими государствами появились много веков назад. Со времен ведения натурального хозяйства, обмена, ранних товарно-денежных отношений, торговых путей зарождались и «псевдо таможенные отношения».

Начальной точкой отсчета внешнеэкономического взаимодействие между Россией и Китаем можно считать времена Великого Шелкового Пути. Спустя много сотен лет наши страны, располагая богатыми природными и человеческими ресурсами, являются крупнейшими мировыми государствами-соседями. На протяжении всего своего существования они рассматривали и рассматривают друг друга в качестве выгодных торговых партнеров. Последние годы отмечены укреплением торгово-экономической составляющей российско-китайских отношений. После преодоления в 1999 г. тенденции спада двусторонний товарооборот достиг наиболее высокого уровня. Динамика роста товарооборота в текущем году дает основания полагать, что по итогам 2005 года его объем выйдет на уровень 26-27 млрд.долларов. Главы двух государств поставили задачу достичь к 2010 году объема взаимной торговли в размере 60-80 млрд.долларов. Конечно же , достижение этой задачи невозможно без нормального таможенного оформления товаров взаимной торговли.

Таможенное оформление является важным элементом внешнеэкономических отношений и международных торговых связей. В связи с повышением роли таможенного брокера со вступлением в силу нового Таможенного Кодекса Российской Федерации, разрабатывается порядок взаимодействия таможенных органов с таможенными брокерами при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств по импортным и экспортным поставкам. Он должен действовать на всех этапах -

• на стадии предварительного оформления;

• в ходе основного таможенного оформления;

• после выпуска товаров с таможни.

На сегодняшний день для качественной и оперативной работы таможенного брокера в установленном порядке необходимо выполнение следующих условий:

• Наличие обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 50 млн. руб., гарантирующего уплату таможенных платежей за представляемых таможенным брокером лиц.

• Включение в реестр таможенных брокеров, свидетельствующее о финансовой устойчивости и благонадежности таможенного брокера и обеспечении системы контроля со стороны таможенных органов за деятельностью таможенного брокера.

• Административная и финансовая ответственность таможенного брокера за совершаемые им операции и уплату таможенных платежей.

• Наличие в штате таможенного брокера специалистов по таможенному оформлению с квалификационными аттестатами, позволяющее производить предварительную экспертную оценку финансовых и коммерческих документов представляемых лиц и качественную подготовку к таможенному оформлению.

• Наличие долговременных договорных отношений таможенного брокера с транспортными компаниями, в случае если они не входят в структурные подразделения таможенного брокера, экспедиторами, обеспечивающих предварительное получение товаросопроводительных документов непосредственно после отгрузки товаров в порту отправления и информационное сопровождение товаров в пути следования до порта назначения.

• Возможность информационного сопровождения товаров (контроля пользования и распоряжения товарами) после их выпуска на основании договорных отношений с представляемыми лицами.

Данные меры обеспечения деятельности активно способствуют предотвращению таможенными брокерами правонарушений со стороны участников ВЭД, значительно уменьшают вероятность несоблюдения таможенного законодательства, подразумеваемую под таможенными рисками, и направлены на содействие таможенным органам в проведении ими таможенного контроля и оформления. Исходя из этого, указанные меры обеспечения должны лечь в основу концепции развития правоотношений таможенных органов с таможенными брокерами.

В таможенном оформлении важную роль играет взаимодействие таможенного брокера и таможенных органов на стадии предварительного согласования и оценки в подразделениях таможни внешнеторговых контрактов, других коммерческих и финансовых документов с подготовкой заключений по кодам товаров в соответствии с ТН ВЭД России, определения страны происхождения товаров, определения таможенной стоимости товаров с указанием соответствующих требований к товарам. Информирование таможенными органами таможенных брокеров о требованиях таможенного законодательства, отдельных распорядительных и информационных документов ФТС РФ и региональных таможенных управлений к отдельным видам товаров. Согласование перечня документов (складских, финансовых, бухгалтерских и пр.) в зависимости от условий сделки и характера товаров, подлежащих предоставлению таможенным брокером в таможенный орган, необходимых для обеспечения таможенного контроля после выпуска товаров.

В ходе таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, направленное на ускорение документального таможенного оформления и совершенствование форм таможенного контроля таможенным брокером могут быть исполнены следующие процедуры таможенного оформления и контроля:

I. Предварительное декларирование товаров до их прибытия на таможенную территорию РФ по предварительной информации и документам (копиям документов), получаемым таможенным брокером от представляемых лиц и представителей перевозчиков, в том числе:

• предварительная оценка рисков, проведенная с применением электронных систем передачи информации;

• использование грузовой таможенной декларации в качестве единого таможенного документа;

• принятие решения о возможности выпуска товаров (после проведения необходимых форм таможенного контроля по факту прибытия товаров);

II. Временное хранение товаров, представляемых таможенным брокером, на складах получателя, при условии обеспечения требований к временному хранению товаров с предоставлением соответствующей отчетности о товарах, в том числе - со стороны таможенных брокеров.

III. Таможенное оформление непосредственно в отделах оформления по предварительно согласованным в функциональных подразделениях таможни контрактам и другим коммерческим и финансовым документам.

IV. Выпуск товаров до подачи грузовой таможенной декларации по документам, содержащим исчерпывающие сведения, необходимые для идентификации товаров, с обязательством декларирования товаров в 45-дневный срок со дня выпуска товаров.

V. Выпуск товаров при условии представления платежных поручений, заверенных банковским учреждением в установленном порядке, и - под гарантию таможенного брокера.

VI. Выпуск товаров без применения запретов и ограничений сроков выпуска в случаях необходимости дополнительной уплаты таможенных платежей, начисленных по результатам корректировки сведений, заявленных в ГТД, под гарантию таможенного брокера.

После выпуска товаров таможенный контроль может быть организован при непосредственном участии таможенного брокера и направлен на применение дифференцированного контроля в зависимости от характера товара, репутации участника ВЭД и других факторов рисков.

По заблаговременно согласованному перечню документов таможенным брокером по каждой товарной партии может осуществляться получение от участника ВЭД и проверка складских, бухгалтерских, финансовых документов в целях осуществления таможенного контроля после выпуска с последующей отчетностью перед таможенными органами о результатах проверки.

Данный порядок позволит таможенным органам высвободить дополнительные трудовые ресурсы и сконцентрировать усилия на других участках с более высокой степенью риска правонарушений.

Все мы прекрасно понимаем, что оптимизация таможенных процедур, о которой так много говорится - это не просто механическое сокращение каких-либо этапов таможенного контроля. Таможенные органы несут ответственность за все направления и за достоверность сведений о товарах и за полноту начисления таможенных платежей. Для качественного выполнения своих функций они должны обладать достаточным объемом информации о товарах, перемещаемых через таможенную границу России.

Таможенные брокеры могут предложить несколько направлений в работе по ускорению осуществления процедур контроля: первое направление - это время предоставления сведений о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу. Такие сведения могут передаваться в таможенные органы еще до пересечения границы такими товарами.

Второе направление - это форма предоставления сведений о товарах. Известно что, наиболее быстрой и защищенной формой является электронная. При выполнении ряда организационно-технических мероприятий вполне возможна реализация схемы предварительного электронного информирования.

Сегодня конкуренция на российском рынке таможенных услуг очень жесткая. На мой взгляд, в сложившейся ситуации шансы остаться на этом рынке имеют те компании, которые предложат наиболее широкий комплекс услуг при минимальных затратах, найдут общий язык с таможней и с клиентами, разработают оптимальные схемы внешнеторговых операций, окажут помощь в получении всевозможных разрешительных документов. У брокеров должна быть гибкая ценовая политика, система скидок для постоянных клиентов.

Проблема "серой растаможки" импортируемых в Россию китайских товаров давно является предметом озабоченности правительств обеих стран. "Серый" импорт невыгоден обеим сторонам: Россия теряет доход от сбора таможенных платежей, а китайские поставщики, которые не имеют возможности получить официального подтверждения уплаты налогов и таможенных пошлин, вынуждены вести внешнеэкономическую деятельность в нашей стране на свой страх и риск.

На мой взгляд российским таможенным брокерам выгоднее работать «в белую» с клиентами, они зарабатывают деньги на том, что помогают официально оформить все документы и пройти все процедуры. Учитывая высокий уровень контроля и аудита, в настоящее время гораздо разумнее производить таможенное оформление товара по официальной, установленной законодательством схеме, так как при недостатке документов возникает вопрос по корректировке таможенной стоимости товара, а при пересечении границ с не декларированием или недостоверным декларированием осуществляется конфискация товара, накладываются высокие штрафы и принимаются меры вплоть до уголовной ответственности.

Генеральный директор таможенно-брокерской компании «Далк»

М.Бейнштейн


Остались вопросы? Звоните нам +7 (495) 665 72 27

Или оставьте заявку и мы перезвоним Вам

Скачать стоимость услуг таможенного представителя "ДАЛК"
Для более точной информации просим вас связаться с отделом продаж : 8 (495) 665-72-27 доб. 10625 или отправить запрос, предварительно заполнив форму на сайте.
2018 © DALK.ru Таможенный представитель ООО "ДАЛК". Все права защищены. Использование текстовой или графической информации с сайта dalk.ru возможно исключительно с разрешения правообладателя.